Путь к успеху»
Нельзя на свете жить не беспокоясь,
Пока не грянет над тобой гроза.
И
должен быть у каждого свой голос,
Свое
я – против, и свое я – за.
А
голос твой, он твой маяк и посох,
И
ты услышь его тревожный зов.
Немыслим
хор совсем из безголосых,
Немыслим
хор без разных голосов.
Сегодня в условиях социальной
нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей
особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной
нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью
пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном
учреждении. А.С.Макаренко говорил: "Воспитывать – значит учить жить”. А успех
воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой
природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности. Вся
воспитательная работа в школе № 127 – гимназии №14 «Университетская» строится
на основе реализации программы развития воспитательной системы «Путь к успеху»,
основными направлениями которой являются: развитие школьных традиций, внешних
связей и развитие ученического самоуправления. Педагогический коллектив
школы-гимназии стремиться создать благоприятные условия для всестороннего
развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль
учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности,
учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит
продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Воспитательная работа
школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка
формируется в семье. Школа и семья - два важнейших
воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять
друг друга и взаимодействовать между собой. Традиция — в антропологии, социологии и культурологии набор представлений обычаев, навыков
и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Развитие и формирование традиций в школе-гимназии занимает особое место.
Традиционно учебный год в гимназии
начинается с торжественного празднования Первого звонка. Цветы, банты,
волнение, ведь в этот день для каждого очень значим: для первоклассников началом нового учебного пути,
для выпускников первым шагом к получению аттестата зрелости, для учителей
встречей со своими любимыми учениками. День 1-го сентября всегда наполнен
радостью, улыбками, детским смехом, вот так, по-доброму всегда начинается новый
учебный год и это настроение проходит через весь учебный год. Мы все любим нашу
школу, двор и поэтому живем под девизом «Чисты двор, уютная гимназия». Осень мы
встречаем большим праздником с песнями, обычаями, выбираем Осень среди
старшеклассниц, угощаем, друг друга дарами осени и все эти празднества мы
называем одним словом Осенины.
В школе большое
внимание уделяется формированию здорового образа жизни детей, использованию
здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности. В школе
работают спортивные секции, три раза в год проводятся Дни здоровья. Сентябрь
славится открытием Малых олимпийских игр. Неделя здоровья всегда проходит очень
ярко соревнования по мини-футболу,
волейболу, армрестлингу, метанию,
легкоатлетический пробег, участие в котором принимают все учителя и учащееся. А
заканчивается Неделя здоровья всегда Турслетом, этот праздник, а иначе его и
нельзя назвать полюбился ученикам, учителям и родителям. Кроме того, традиционно весь ноябрь мы живем под девизом
«Мы за здоровый образ жизни!». На протяжении всего месяца участники
образовательного процесса принимают участие в творческих, спортивных,
интеллектуальных мероприятиях. Надо ли
доказывать, что правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы!
Каждый новый календарный год, в гимназии начинается с Недели правильного
питания, традиционно в эту декаду в гимназии проводится Фестиваль национальной
кухни. На протяжении учебного года
проходят соревнования по видам спорта между классами, по итогам которого на
заключительном празднике объявляется
Лучший спортивный класс.
В формировании и развитии личности
учащихся нельзя забывать о гражданско-патриотическом воспитании, которое
способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего
поколения. Поэтому традиционный месячник
«Я – гражданин!» всегда открывается Смотром строя и песни, в котором принимают
учащиеся 1-11 классов. Месячник включает в себя уроки мужества, а в связи с
появлением в гимназии кабельного телевидения у нас формируется новая традиция,
видеоуроки мужества, турнир по стрельбе
из пневматической винтовки для учащихся среднего и старшего звена. Конкурс
мужества «Маленький рыцарь», где ребята соревнуются в силе, ловкости и умениях,
инетллектуальные игры на знание КонституцииРФ, Устава нашего образовательного
учреждения, Декларации прав человека. В
последние три года проходит конкурс социальных проектов. Социальные проекты формируют в учащихся
активную гражданскую позицию и стимулирует интерес у молодого поколения к
решению важных проблем окружающих. Так же социальное проектирование раскрывает
творческие способности учащихся, хотелось бы отметить, что наши ученики
подходят к этому конкурсу очень ответственно. По итогам конкурса 2008 года
победила группа учащихся, которая представили на конкурс проект «Оформление музея школы№127 - гимназии№14 «Университетская» к 50-ему юбилею", а 31
января 2009 года был открыт новый музей в гимназии. Мы чтим дни воинской славы
России. 9мая – проводится традиционный фестиваль «Песни в военной шинели».
В
становлении личности учащихся большая роль отводится нравственно-эстетическому
воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию
творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего
учебного года сохраняются главные
традиции школы, которые наполняют воспитательную работу интересной,
содержательной деятельностью: конкурсы рисунков, Фестиваль искусств,
театральный фестиваль, День матери, Масленица, новогодние праздники, Мисс
Крошечка, Леди и джентльмены, День рождение школы, День рождение гимназии, День учителя, Посвящение в ученики, Праздник
азбуки, Умницы и Умники, День школы. А с 2006 года в гимназии появилась новая,
удивительно красивая традиция – День гимназиста. Каждый ученик нашей гимназии
знает, что 3 ноября, день особый, это день единения, творчества и содружества
учителей, учеников и родителей. Празднования начинаются с торжественной
линейки, где обязательно присутствуют гости нашей гимназии, затем все классные
коллективы расходятся на классные часы, тема которых провозглашена великим русским
поэтом «Друзья, прекрасен наш союз!»,
затем проходят гостиные, и именно эти два мероприятия дня дают волю фантазии
учеников и классных руководителей, ведь ни один классный час, ни одна гостиная
не похожи между собой. Поют, танцуют, читают стихи, изучают веерный этикет,
бальный этикет, рисуют, творят, играют в
старинные игры, все можно увидеть в этот день, но самое прекрасное
зрелище в этот день это, конечно же, БАЛ. Но, о нем я говорить не стану, ведь о
нем можно говорить очень много, но лучше всего, конечно же, увидеть.
Построение
воспитательной системы на принципах демократизации, добровольчества,
партнерства позволило школе развиваться по модели ОАШ (общественно-активной
школы). Сущенко Л.Б. и Киппа О.В. –
заместители директора школы по воспитательной работе - выиграли Всероссийский
конкурс по подготовке кадров для ОАШ, что позволило им пройти обучение в
Межрегиональном центре «Сотрудничество» по подготовке кадров для работы в ОАШ
(гг. Красноярск и Санкт-Петербург). Киппа О.В. вместе с учеником 11 «А» класса
Гавриковым Виктором приняли участие в отчетно-выборной конференции ассоциации
ОАШ, где получили благодарственное письмо за участие в конкурсе социальных
проектов «Мир вокруг нас». В школе проведен ряд семинаров для коллектива,
районного и городского уровня по работе школы на принципах ОАШ. В подготовке и
проведении семинаров принимала участие творческая группа школьников (9-11 кл.).
Все это позволило изменить взгляд
участников образовательного процесса на развитие воспитательной
деятельности школы.
Принципы
построения воспитательной системы по модели ОАШ дали возможность для развития
сотрудничества с окружающим социумом. Установились новые партнерские связи:
НГЦТУ «Юниор», ГМДООН «Созвездие Лидер», газета «Рост», журнал «Твой пароль»,
студенческий клуб НГТУ, Совет ветеранов НГТУ, ГЦРО и др.
Ученическое
самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива,
осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности,
творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности,
взаимопомощи и организаторских способностей школьников. В своей деятельности
ученическое самоуправление
руководствуется Законом РФ «Об образовании». Конвенцией ООН о правах
ребенка, Уставом школы, Положением об органах школьного ученического
самоуправления Положением о детской организации «Школьная республика» и
локально-правовыми актами школы. Деятельность школьного самоуправления
направлена на: достижение школьниками соответствующего образовательного и
культурного уровня; адаптацию учащихся к жизни в обществе; воспитание у
школьников гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе. Целями создания и деятельности
органов ученического самоуправления является: обеспечение необходимых условий
для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в
соответствии с их потребностями; обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся, а также отстаивание
таковых; содействие в удовлетворении потребностей учащихся в дополнительных образовательных услугах.
Любой счастливой мысли проявленье,
И дерзость строк, пришедших неспроста, –
Все возникало с чувства удивленья,
Все начиналось с чистого листа
Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места –
Все предварялось жаром беспокойства,
Все начиналось с чистого листа.
За партой, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста –
Не только «Алый парус» наш,– а мира сотворенья –
Все начиналось с чистого листа.
Политика образовательного учреждения, открытого для общества, выдвигает
необходимость развития эффективных форм общественного управления, одной из
которых является самоуправление школьников.
В гимназии оно реализуется через детскую общественную организацию школьная
республика «Алый парус», которую возглавляет Правительство в составе президента
и министров. Опыт работы в данном
направлении показал насколько важно и
значимо ученическое самоуправление в системе общественно-ориентированного
образования. В процессе взаимодействия коллективов учащихся и педагогов
выявились такие объективные показатели, как желание и способность учеников
активно участвовать в планировании и реализации планов школы, с одной стороны,
и необходимость у администрации школы в привлечении к такого рода деятельности
учеников – с другой. Демократические
выборы в органы ученического самоуправления проходят в декабре. Правительство
2004 -2005 года: Президент – Кубрина
Евгения, вице-президент – Годов Александр, министр внутренних дел – Ченцова
Елена, Министр образования и культуры – Демидова Анна, министр спорта – Резник
Алена. Правительство выбранное в январе 2004 года, активно вступило в
деятельность по управлению школой, участвуют в работе педагогических советов,
Центра Воспитательной работы, самостоятельно принимают решения и выполняют их. По
итогам года совершенствование системы школьного самоуправления оказалось наиболее успешным направлением деятельности,
так как оно позволило включить большое число детей в процесс планирования
деятельности и контроля за ее реализацией. Кроме этого учащиеся старших классов
начали осознано понимать ситуацию, в которой им предстоит оказаться, и нести
ответственность за свои решения. Школьное правительство и активы классов
самостоятельно, без помощи классных руководителей, способны принять решение о
своих действиях и выполнять руководящие функции в различных сферах
жизнедеятельности школы. Так, в этом учебном году школьным правительством были
подготовлены и проведены такие
мероприятия, как День знаний, День учителя, конкурс социальных проектов,
игрофестиваль, встреча участников П городской олимпиады младших школьников,
День рождения школы, Неделя Добра, Лидерский форум. Благодаря четкой, слаженной
и активной работе членов правительства на выставке «УчСиб - 2005» в рамках
Сибирской Ярмарки школа смогла завоевать специальный приз и денежную премию.
После вступления в должность нового правительства ребята быстро включились в
процесс работы и за сравнительно малый срок (апрель-май) сумели добиться
многого. С их помощью были проведены такие мероприятия, как Ученик года,
Классный руководитель года, конкурс портфолио, День школы.
Правительство 2005 -2006 года: Президент – Моисеева Ирина; вице-президент –
Гурьева Анна; министр культуры – Губка Мария; министр образования – Понятаева
Ольга; министр спорта – Кренц Георг; министр внутренней политики – Бажан
Григорий; министр здравоохранения – Струина Алина; министр информации и рекламы
– Гурина Юлия.
По итогам года
совершенствование системы школьного самоуправления считаем наиболее успешным направлением деятельности,
так как оно позволило включить большое число детей в процесс планирования
деятельности и контроля за ее реализацией. Кроме этого учащиеся старших классов
начали осознано понимать ситуацию, в которой им предстоит оказаться, и нести
ответственность за свои решения. Школьное правительство и активы классов
самостоятельно, без помощи классных руководителей, способны принять решение о
своих действиях и выполнять руководящие функции в различных сферах жизнедеятельности
школы. Так, в этом учебном году школьным правительством были подготовлены и
проведены такие мероприятия, как День
Знаний, День Учителя, конкурс социальных проектов, игрофестиваль, День рождения
школы, Неделя Добра, Лидерский форум. Благодаря четкой, слаженной и активной
работе членов правительства на городском конкурсе-смотре школьных активов
«Успех» наша команда заняла второе место в номинации «Школьное самоуправление».
После вступления в должность нового правительства ребята быстро включились в
процесс работы и за сравнительно малый срок (2 месяца) сумели добиться многого.
С их помощью были проведены такие мероприятия, как Неделя Добра, День школы,
Последний звонок, месячник научно-исследовательской работы.
Правительство 2006 -2007 года: Президент
- Шабанов Николай; вице-президент Хандогина
Карина; министр рекламы и информации - Архипова Елена; Министр спорта - Дода
Кирилл; министр образования - Халтурина Екатерина; министр культуры –Зимнякова
Анастасия; министр внутренней политики – Корсаков Александр.
25 декабря
2006 года состоялась инаугурация Правительства – первого в истории гимназии №
14 «Университетская» Правительства, Президентом которой стал мальчик – Шабанов
Николай.
В начале
января 2007 года состоялось совместное заседание «нового» и «старого» составов
Правительств, на котором были рассмотрены основные формы и особенности работы
правительства гимназии и составлена перспектива работы до конца учебного года.
На заседаниях
правительства, которые проходили в присутствии заместителя директора Киппы
О.В., в присутствии администрации
гимназии рассматривались теоретические, организационные, текущие вопросы. На
заседаниях велась работа с документацией: были разработаны проекты Положений о
конкурсах «Воспоминания о Дне гимназиста»; «Ученик гимназии 2007 года». Кроме
этого были рассмотрены нормативно-правовые основы деятельности органов
ученического самоуправления (составлена слайд-программа для ознакомления всех
классных коллективов, учителей и родителей в сентябре 2007 года).
Одним из
важнейших прав человека является право на участие в управлении делами
государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на
участие в управлении школой. Это право было закреплено в Законе «Об
образовании» еще в 1992 году, но так и не реализовано в подавляющем большинстве
школ. Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении
образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более
демократичной, соответствующей современным реалиям. На основании этого в
программе развития гимназии до 2008 года и в Уставе заложена необходимость
создания главного управляющего органа гимназии – Совета образовательного
учреждения. В его состав входят представители учащихся гимназии, учительской и
родительской общественности (по три человека от каждого коллектива). На
ученической конференции, организованной и проведенной Правительством Республики
«Алый парус» 14 декабря 2006 года, были выбраны представители в сосав Совета от
учеников гимназии. Из 14 кандидатов были выбраны общим открытым голосованием
Шабанов Николай (10 «ИМ» класс), Моисеева Ирина (10 «СЭ» класс) и Дода Кирилл
(10 «СГ1» класс).
Безусловно,
активность деятельности Правительства наблюдалась в ходе организации и
проведении дел различной направленности. А эффективность и слаженность работы
отмечается по качеству участия в данных делах. Так, в течение учебного года
члены Правительства приняли участие в различных мероприятиях и делах
гимназии: Международный день
толерантности; Подготовка и проведение акции к Международному Дню инвалидов;
Международный День добровольца. Игра-ток-шоу «Я – демократ!»; Международный
день защиты прав человека – Проведение
Правозащитной приемной; конкурс «Воспоминания о дне гимназиста», День рождения
гимназии, организация и проведение саммита в День гимназии; участие в выборе
школьной формы, встреча с ветеранами ВОВ, посвященная празднованию Дня Победы.
Кроме этого отмечается хорошая
организованность с большой степенью самостоятельности при участии ребят в
делах, где приходилось отстаивать честь гимназии: Презентация гимназии на
конкурсе «Школа года», активное участие в организации, приеме делегаций из 24
ОУ города для проведения городского этапа Всероссийского конкурса «Перекресток
семи дорог». В апреле Киппа О.В. совместно с членами Правительства провела мастер-класс
по теме «Добровольчество» в рамках проведения Всероссийского семинара
«Воспитательный процесс: пути повышения эффективности». Больших результатов
добилась Гимназия №14 "Университетская" при участии в выставке «Учсиб
- 2007», на которой активно работало
Правительство. Учащиеся гимназии под руководством министра информации и рекламы
Архиповой Елены приняли участие в общероссийском конкурсе сочинений,
посвященном Международному дню ОАШ (общественно-активные школы). Был разработан
и отправлен на Всероссийский конкурс социальных проектов «Мой мир» проект
«Школьная республика».
Успешно
выступила команда гимназии на городском смотре-конкурса ученических
самоуправлений «Успех». Ребята приняли участие в этапах конкурса по социальному
проектированию, «Открытый диалог» - конкурс на знание теоретических основ
школьного самоуправления, «Здесь согреваются сердца» - визитные карточки
организаций. Так как участие в данном конкурсе началось с третьего этапа, то
победы в этом году не одержали, но проявили себя, как дружная, сплоченная
команда.
В 2007-2008
учебном году, произошли изменения в структуре ученического самоуправления, ее дополнили «правительство дублеров» и
правительство прогимназии. Это позволило решить проблему преемственности,
взаимозаменяемости, более оперативно решать возникающие проблемы и иметь более
весомый статус учеников в гимназическом сообществе.
По итогам выборов в Правительство
вошли: основное
правительство: Президент - Халтурина Екатерина,10 СГ класс, Министр внутренних дел - Маложон Павел,9А
класс, Министр спорта - Турлакова Ольга,
10 СГ класс, Министр информации и рекламы - Вельгушева Анастасия, 10 СГ класс,
Министр образования - Кулиджанян Лала, 10 СГ класс, Министр культуры -
Карапетян Сона, 10 СГ класс.
Правительство
дублеров: Президент - Гудов Сергей, 8В класс, Министр внутренних дел - Масюк Иван, 8В класс, Министр спорта - Зайцев
Антон, 8В класс, Министр информации и рекламы - Денисов Игорь, 8В класс,
Министр образования - Суворова Мария, 8Б класс, Министр культуры – Титков
Антон, 8В класс. Членами правительства прогимназии являются: Колышкина Катя- 2б; Тинькова Даша- 2б;
Переверзев Алексей- 2а; Чернов Егор- 3б; Протасов Андрей- 3а; Ершова Таня- 1б;
Отпущенникова Юля- 1б; Сергеева Аня- 3б; Коновалов Виталя- 1а; Лунев Атрем- 1а.
Активная деятельности Правительства наблюдалась в ходе организации и
проведении дел различной направленности, их эффективность и слаженность работы
отмечается по качеству участия в данных делах. Так, в течение учебного года
члены Правительства приняли участие в различных мероприятиях и делах гимназии,
кроме этого отмечается хорошая организованность с большой степенью
самостоятельности при участии ребят в делах, где приходилось отстаивать честь
гимназии: Всемирный день ОАШ; Неделя добра; Публичный отчет об участии в
конкурсе «Лучшие школы России - 2007»; Лидерский форум «Успех» (конкурс проходил в четыре этапа: Выставка
«Вектор движения», мультимедийная презентация, круглый стол «Век XXI: диалоги о времени и о себе» и конкурс
агитбригад «Всегда везде вместе»); Пушкинские чтения в педагогическом лицее им.
А.С. Пушкина; Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления - Президент
Халтурина Екатерина стала финалисткой, в
финале во ВДЦ «Орленок» заняла 2 место и стала обладательницей
президентской премии, Катя награждена грамотой министра образования РФ, а так
же ее имя внесено в сборник «Талантливая молодежь Сибири». Ежегодно учащиеся
нашего образовательного учреждения принимают активное участие в городском
форуме «Лидер». Организаторами Форума «Лидер» отмечены инициативность,
творческий подход и четкость действий нашей команды. С 18 по 23 августа 2008 года,
в ДООЛ КД «Созвездие Юниор»
проходила профильная смена активов школьных самоуправлений в которой принимали
участие Вельгушева Анастасия, Масюк Иван и Титков Антон, все ребята были
награждены грамотами ГДМООН «Созвездие Лидер» за активное участие в смене.
Вот таких огромных результатов мы добились, а что еще впереди, впереди
еще очень и очень много, вперед гимназия. О.А.Пигарева
|